Антиконсультация

541

Есть у меня однокурсник — миллиардер. Живем в разных городах, встречаемся не чаще, чем раз-два в год. Сидим как-то после обеда в ресторане, чай пьем да разговоры разговариваем. За жизнь. Тот разговор сохранил мне год времени и все мои сбережения. Я как раз ушла из крупной корпорации и задумала красивый бизнес завести — Клуб-магазин элитного чая. Прихлебывая чай с макаруни, с энтузиазмом новичка рассказываю, что с поставщиками связалась, пробники получила, помещение нашла.

— А чай-то дерьмовый здесь, скажи? Это же еще один канал сбыта! Я обойду рестораны города и предложу им поставлять элитный чай. (Я подразумеваю, что они обрадуются).

Он посмотрел в свою чашку, потом поднял хитрющие глаза на меня:
— Если бы я был владельцем этого ресторана, — он тянет паузу.

Надо заметить, что в его «хозяйстве» есть строительные компании, фермы, хлебозаводы, рыбное хозяйство, гостиницы и рестораны.

— Так вот, если бы ты пришла ко мне — как к владельцу ресторана, со своим предложением — я бы тебе сказал: «Хочешь продавать СВОЙ чай в МОЕМ ресторане? Хорошо. За это право ежемесячно ты мне платишь сто тысяч аренды. Чайную посуду, чайную карту делаешь за свой счет, официантов обучаешь тоже за свой счет. Сколько заработаешь сверх арендной платы — твое». Это я сказал бы незнакомому партнеру. А для тебя продолжу: «Только имей ввиду, что из десяти посетителей моего ресторана девять заказывают водку. Прибыль приносят эти девять и им абсолютно наплевать, какой чай пить. Поэтому в моем ресторане ты не заработаешь даже на аренду. Именно поэтому у меня не подают элитный чай. А не потому что я не могу найти поставщиков».

Да уж! Пятиминутный разговор позволил перепрыгнуть пропасть между теорией и практикой.
«В теории нет разницы между теорией и практикой. А на практике есть.» (Йоги Берра).

Вы поймете, почему я вспомнила эту историю, когда я расскажу историю номер два. Совсем свежую.

Пришла ко мне проконсультироваться по продвижению первого обучающего проекта интересная дама. Она мощный эксперт в области финансов, ее послужной список впечатляет. И свою программу она продумала. Мы прошлись по базовым понятиям, по конкретным узким местам в ее теме, она получала конкретные задания и тщательно их выполняла. Но.

«В теории нет разницы между теорией и практикой. А на практике есть» А практики в инфобизнесе у нее ноль. Я рассказала ей историю о «граблях», на которые сама наступала дважды, и на которые с разбегу готова была прыгнуть она.

Спустя несколько дней после второй встречи она мне пишет: «По итогам размышлений последних дней сделала вывод, что пока не готова к индивидуальному предпринимательству по причине <вырезано>. От идеи не отказываюсь, перехожу к плану Б. Спасибо за всё!»

И я искренне обрадовалась. Хотя, чему тут радоваться, вроде бы неудача со всех сторон? Ведь, как консультант, я лишилась клиента. А клиентка не получила того — за чем обратилась — продвижение своего проекта. Это Антиконсультация какая-то, по сути.

Однако, я довольна, когда могу новичку показать ситуацию глазами практика. 10-15 минутный разговор помогает кому-то сэкономить ресурсы и время. Уберегая от топтания по ложному пути. Как чаепитие с другом-практиком сохранило мне год времени и все мои сбережения.

Как считаете, случаи — когда консультант фактически отговаривает делать то, за чем пришел клиент — можно записывать в свою копилку опыта со знаком +? Или нужно давать клиенту то, за чем он пришел?

PS. У меня есть один кейс на эту тему, еще более эффектный. Как-нибудь расскажу.
А за эту даму я спокойна. Она вернется, и не с сырой одноразовой программой. А с продуманным долгосрочным проектом.

Наталья Коротовских

ПОДЕЛИТЬСЯ