Театр
В ЦДТ молодому актеру сразу дали главную роль. Он вышел на сцену в образе Володи Чернышева в постановке «Ее друзья» Виктора Розова и полюбился зрителям с первого спектакля. Ефремов играл так искренне, что никто не видел в нем актера, а видели живого настоящего школьника.
Вскоре ЦДТ стал одним из самых популярных театров Москвы. Ефремов сыграл на его сцене больше 20 ролей. Актеру одинаково блестяще удавалось перевоплощаться в Самозванца в «Борисе Годунове» и в Иванушку-дурачка в «Коньке-горбунке». А в 1955 году Олег Ефремов сам поставил музыкальную комедию Михаила Львовского и Вадима Коростылева «Димка-неведимка». Режиссерский дебют удался знаменитому к тому времени актеру блестяще.
Метод Станиславского, которому Ефремов в студенчестве клялся в вечной верности, к тому времени стал немоден в театральных кругах, но верный своей клятве актер нашел себе единомышленников среди учеников школы-студии МХАТ. Окончив студию, Ефремов остался в ней преподавателем, и студенты его очень любили. Из них он и собрал первую труппу будущего театра «Современник».
«Современник» полностью оправдывал свое название. Театр поднимал самые актуальные проблемы. На его сцене играли пьесы современных авторов, среди которых были Александр Галич, Василий Аксенов и даже Александр Солженицын. Это было честное, живое общение со зрителем. В театре не было даже занавеса.
Ефремов, будучи режиссером «Современника», всегда оставался и его актером. Он задавал тон и определял стиль театра, а все остальные актеры ему подражали. В 1970 году Олега Ефремова пригласили художественным руководителем в МХАТ. Амбициозная мечта, зафиксированная когда-то в студенческом дневнике, стала реальностью.
Правда реальность оказалась совсем не такой, какой представлялась в юности. Ефремова пригласили в разваливающийся МХАТ в качестве, по сути, кризис-менеджера. Труппе «Современника» он предложил в полном составе перейти в МХАТ, но согласился только Евгений Евстигнеев. Со временем новому худруку постепенно удалось восстановить былую славу театра и переманить туда Александра Калягина, Иннокентия Смоктуновского, а потом и Татьяну Доронину.
Труппа МХАТа стала настолько большой, что ролей на всех актеров не хватало. В конце концов, Олег Николаевич предложил театр разделить. Так он стал главой МХТ имени Чехова.
Настоящим ударом для Олега Ефремова стала смерть его любимого актера Иннокентия Смоктуновского. После этого режиссер поставил в МХТ только одну пьесу – «Три сестры». А 6 лет спустя Ефремов ушел вслед за Смоктуновским. Его театр был в этот момент за тысячи километров от него – на гастролях в Тайване. Поклонники таланта без преувеличения великого актера и режиссера принесли ему на прощанье столько цветов, что к зданию МХТ в Камергерском переулке невозможно было подойти.