Ирина Безрукова: «Я ни одной тарелки в жизни не разбила. А может, надо было?»

1898

Недавно в очередной раз поразилась тому, как много на улицах Европы парочек зрелого возраста. Абсолютно седые, гуляют, взявшись за руки, обнимаются, трогательно нежничают. Женщины не приукрашены пластической хирургией, с обычными фигурами, то есть с так называемыми недостатками, и при этом они смеются, они счастливы.

Грустно, но в нашей стране взрослые люди, которые держатся за руки, – редкость. Так воспитаны: проявлять друг к другу нежность и заботу прилюдно – не принято.

Есть стереотипы, и люди часто в них вязнут. Они «включают голову» и думают: это не положено и вот это не принято… Человек может всю жизнь потратить на то, чтобы соответствовать чьим-то представлениям, и в итоге понять, что он не был счастлив, с кем-то не встретился, чему-то новому научиться не попробовал.

Я пытаюсь работать со стереотипами. Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, отвечаю: работаю над собой. Бывает, живешь и думаешь: а вот эта мысль, которая у тебя в голове, откуда она – из детства? Из социума? От родителей? И в этот момент я понимаю, что не знаю: а где я? А как я сама думаю?

Важно отличать то, что тебе нужно на самом деле, от того, что тебе навязывают.

Возьмем одежду. Каждые три месяца меняются коллекции, и если ты не в тренде, то «все пропало». Но мы же понимаем: человеку не нужно столько, сколько нам пытаются продать. То же касается внешности. Культ бесконечного совершенствования лица, тела. То, что мы раньше считали ямочками на попе, сейчас называют целлюлитом. Индустрия подталкивает к перфекционизму. Но ведь бывают люди, настолько ухоженные, что это близко к идеалу, и при этом они не являются счастливыми и любимыми. Так в чем тогда смысл?

Ирина БезруковаМне нравятся истории о любви. Одна из моих любимых – «Мужчина и женщина», немногословный фильм, но все понятно, что происходит между людьми. Хорошо бы продюсерам задуматься: бoльшая часть аудитории кинотеатров – тинейджеры и женщины, которые приводят своих мужчин или подруг посмотреть мелодраму. И если с репертуаром для первых все более менее в порядке, то вот для женщин фильмов не хватает. Любовь, отношения – вот про что надо снимать и вот в чем хочется сниматься.

Особенно интересна другая эпоха, когда можно переместиться в другой культурный слой, где говорят на другом языке, обращаются друг к другу на вы и в самые непростые моменты не бросаются сковородками. Хотя страсти-то кипят те же самые. В пьесе «Бесконечный апрель» нашего театра, где я сейчас занята, события происходят в 1924 году. Уже интересно – совсем другой способ существования.

Я люблю играть любовные истории. Знаю, что некоторым актрисам это трудно, не понимаю, почему: это же в женской природе – чувства, романтика. Когда мне было восемнадцать лет, один мой взрослый приятель обронил фразу, которую я запомнила на всю жизнь. Он был красивый мужчина лет тридцати (старик для меня тогда). Обаятельный, донжуан, барышни его престарелого» возраста были им очень увлечены. И он как-то сказал: «Ира, ты знаешь, какой роман самый лучший?» При слове «роман» я от стеснения вся пошла красными пятнами и кое-как выдавила из себя: «Какой?» Он ответил: «Несостоявшийся». Когда ты чувствуешь к кому-то притяжение, это лучше таким и сохранить, не переводить в отношения. Потому что потом эти отношения рушатся или складываются не так… Зато, если сохранить все на уровне флера, спустя время при любой встрече у вас это ощущение опять возникнет. То же самое и с партнерами. Нравитесь друг другу – прекрасно, на ощущениях все и оставим.

Мне везло с партнерами. Ни разу не было такого, чтобы человек, с которым я играла в паре, был отталкивающим или неприятно себя вел.

Вот недавно с Константином Лавроненко прекрасно поработали. Его герой не хочет никаких отношений, а моя героиня их якобы хочет. Почему она его обманывает, станет понятно позже, но сначала она изо всех сил делает вид, что влюблена. Такая история. А еще я люблю анимацию озвучивать, но это от меня никогда не уйдет. Голос такой, что долго будет позволять озвучивать и малышей, и мышат, и принцессок…

Ирина БезруковаСфера, которую я освоила недавно, – тифлокомментирование для незрячих зрителей. Озвучивание того, что происходит на экране или на сцене в промежутках между диалогами. Смена действия, появляются новые герои, скачут кони, меняется погода – как это понять, если нет реплик?

Моя подруга Диана Гурцкая как-то предложила сделать тифлокомментарии к нашему фильму «Реальная сказка». Я начала разбираться, что это такое, пошла учиться на факультет, который выпускает специалистов для работы с людьми с особыми потребностями. Нас обучили, как правильно комментировать, чтобы было понятно человеку, слепому с рождения, ведь визуальные образы у них отсутствуют. И теперь это еще одна моя профессия.

Два года назад мы ввели тифлокомментирование в нашем театре. Впервые в России. Пока нас, таких специалистов, не более 25 человек на всю страну.

В Губернском театре я руковожу группой комментаторов. Мы берем текст, который сами составляли целый месяц, по многу раз глядя один и тот же спектакль. Комментируем только в паузах, и сложность работы в театре в том, что разные актеры играют по-разному, кто-то говорит быстрее, кто-то медленнее, у кого-то длинные паузы, у кого-то короче, и надо успеть встроить реплику. А слепой зритель получает маленький наушник и слышит все, что мы говорим в микрофон.

Продолжение читайте на странице 3: